Когда выбираете экспозицию, необходимо определить тон, который является наиболее важным для воспроизведения. Остальные же тона в обе стороны от основного в пределах диапазона яркостей, которые передает фотоматериал, будут правильно воспроизведены.

Большинство экспонометров калибруются из расчета отражения поверхностью 18% света. Это соответствует пятой зоне. Ниже приведен рисунок квадрата, который имеет примерно такую отражающую способность, в случае, если он распечатан на бумаге.

Так как экспонометр не может определить отражающую способность поверхности, то при таком измерении должен получаться результат среднесерый, как при съемке черных, так и белых поверхностей. При при переэкспозиции изображение становится более светлым, а при недоэкспозиции – более темным. Если снимать согласно показаниям экспонометра, то нужно отнести изображение к пятой зоне.

Если снимать на негативную пленку, то темные объекты получаются светлыми, а светлые – темными. Если после этого изображение распечатать на фотобумаге и замерить экспозицию экспонометром, то разница между самыми светлыми и самыми темными участками получится в пределах 4-5EV.

Детали хорошо передаются негативом в пределах плотностей 0,34 – 0, 97, т.е. в пределах примерно пяти – шести зон.

Например, при съемке в лесу нам нужно, чтобы детали коры почти черного дерева хорошо проработались – это соответствует второй зоне. В таком случае по этим участкам при установке экспозиции у нас проработаются детали с нулевой по четвертую зону.

При этом нужно принимать во внимание, что точно измерить отдельные участки на коре мы не можем, и поэтому получаем в результате среднее значение отраженного света. Для того, чтобы получить проработку теней, необходимо к теням добавить еще две ступени.